СТАТЬИ

Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

Основание для возврата денежных средств: отсутствие аналогичного товара (который бы подходил потребителю по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру) в продаже на день обращения потребителя.


Срок возврата денежных средств: статьей 25 закона о ЗПП предусмотрен специальный срок для возврата денежных средств, он составляет 3 дня со дня возврата товара.



Также может возникнуть ситуация, при которой потребителю нужна именно приобретенная первоначально вещь, но которая бы подходила по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру. В данном случае, между продавцом и потребителем может быть достигнуто соглашение, согласно которому, продавец проводит обмен товара при поступлении аналогичного товара в продажу. При этом он должен обязательно сообщить о поступлении товара потребителю.


Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. А также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. При отсутствии чека (в т.ч. из-за неприменения ККТ и невыдачи чека) для потребителей «значительно осложняется факт доказывания покупки товара и, соответственно, возможность предъявления продавцу возникших претензий» (Постановление 17-го арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2007 г. № 17АП-2977/07-АК). Поэтому для потребителей сделано исключение из общего правила – при отсутствии чека любой покупатель вправе ссылаться на свидетельские показания (абз. 3 п. 1 ст. 25 Закона о ЗПП).


Если продавец сразу же не обменял товар – обязательно письменно зафиксируйте дату обращения. Для этого напишите продавцу заявление об обмене товара в двух экземплярах, один из которых вручите продавцу, а на втором потребуйте проставить отметку о принятии (дату, печать, подпись и ее расшифровку).


Порядок предъявления заявления


ПОМНИТЕ, что требования, которые Вы предъявляете продавцу необходимо фиксировать в письменном виде, для того, чтобы были доказательства обращения с таким заявлением.


Заявление (претензия) должно быть адресовано руководителю организации, в которой товар был приобретен, направляться она должна на юридический адрес данной организации. В нем необходимо указать какой товар был приобретен, когда он приобретался, указать основание для обмена и заявить ваше требование.

При этом к заявлению (претензии) необходимо приложить платежные документы, подтверждающие факт оплаты товара, а также передать товар.


ПОМНИТЕ, что желательно при передаче товара составить акт приема передачи, в котором нужно отразить состояние товара в момент передачи, указать количество, комплектацию товара и иные положения.


В случае, если товар, на который производится обмен, дороже первоначального товара, то потребитель должен произвести соответствующую доплату. И наоборот – если новый товар дешевле первоначально приобретенного, то разницу в цене продавец обязан возвратить потребителю.


Если же продавец отказывается удовлетворить, то потребитель вправе взыскать стоимость товара с продавца через суд. В этом случае с продавца, помимо стоимости товара, будут взысканы:


  • проценты за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса РФ;
  • компенсация морального вреда;
  • штраф в размере 50 % от суммы, взысканной в пользу потребителя;
  • расходы на оплату услуг Вашего представителя в суде;
  • государственная пошлина;
  • причиненные потребителю убытки;
  • расходы по проведению экспертизы (если таковая проводилась).


Помимо гражданско-правовой ответственности, в случае отказа потребителю в обмене товара предприниматель несет еще и административную ответственность. Согласно статье 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях на продавца-нарушителя может быть наложен административный штраф в размере до 30.000 рублей. Для привлечения нарушителя к заслуженной административной ответственности необходимо обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.


В то же время продавец не несет ответственности по данной статье КоАП РФ, если потребителем было предъявлено требование сразу о возврате денег, а не об обмене товара (решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 декабря 2004 г. по делу № А40-65110/04-145-205).


Записаться на прием к нашим юристам можно по телефонам: +7 (8142) 33-00-12, 67-05-10

Бесплатные юридические консультации осуществляются по электронной почте: info@jurist-karelia.ru

Наш офис в Петрозаводске находится по адресу: Мерецкова, 8-а, офис 14

Нет комментариев

Добавить комментарий