Способы принятия наследства

Первый способ. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Если заявление наследника передаётся нотариусу другим лицом или пересылается по почте, подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом или следующими лицами:

1. должностными лицами органов местного самоуправления при отсутствии в населённом пункте нотариуса;

2. должностными лицами консульских учреждений РФ за рубежом;

3. начальниками госпиталей, санаториев и других военно-лечебных учреждений, их заместителями помедицинской части, старшими или дежурными врачами в отношении заявлений граждан, находящихся на излечении в таких учреждениях;

4. командирами (начальниками) воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений в отношении заявлений военнослужащих, а в пунктах дислокации, где нет нотариусов и других уполномоченных совершать нотариальные действия лиц, также заявлений работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих;

5. начальниками мест лишения свободы в отношении заявлений граждан, находящихся в местах лишения свободы;

6. должностным лицом администрации учреждения социальной защиты населения, руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения в отношении заявлений граждан, находящихся в таких учреждениях.

Примечание. Ссылка на лиц, указанных в пунктах 3-6 данного перечня, (ссылка на пункт 3 статьи 185 ГК РФ) содержалась в статье 1153 ГК РФ до 01 сентября 2013 года. С 01 сентября 2013 года в связи со вступлением в силу Федерального закона от 07 мая 2013 года № 100-ФЗ в статье 1153 ГК РФ имеется (вероятно ошибочно) ссылка на пункт 3 новой статьи 185.1 ГК РФ, где уполномоченными лицами являются должностные лица организации, в которой гражданин работает или учится, и должностные лица администрации стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении. В то время как текст, эквивалентный пункту 3 статьи 185 ГК РФ в прежней редакции, содержится теперь в пункте 2, а не в пункте 3 новой статьи 185.1 ГК РФ.

Принятие наследства через представителя возможно, если в доверенности специально предусмотрено полномочие на принятие наследства. Для принятия наследства законным представителем доверенность не требуется.

Второй способ. Признаётся, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

- вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

- принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

- произвёл за свой счёт расходы на содержание наследственного имущества;

- оплатил за свой счёт долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.