Сроки принятия наследства

Когда человек становится чьим-либо наследником, он тут же сталкивается со многими юридическими нюансами. Как показывает практика, для решения связанных с процессом наследования проблем нужно знать следующие основные положения.

Прежде всего, принять наследство могут только наследники по завещанию или по закону. Принятие даже части наследства означает принятие всего наследства целиком. Наследство не может приниматься с какими-либо оговорками и условиями. Также если один человек принял наследство, это вовсе не отменяет необходимости принять наследство другими наследниками. День открытия наследства означает, что с этого момента оно признается надлежащим наследнику.

Одним из способов принятия наследства является подача нотариусу соответствующего заявления или заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство. Другой способ представляет собой совершение действий, которые говорят о фактическом принятии наследства. Например, оплатил долги наследодателя или произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.

Гражданский кодекс РФ устанавливает общий и специальные сроки для принятия наследства. Эти сроки необходимы, чтобы установить состав и стоимость наследства, разыскать всех наследников, удовлетворить интересы кредиторов и т.д.

Закон дает шесть месяцев со дня открытия наследства для его принятия. Это общий срок. Если гражданин объявлен умершим или его гибель предполагается, то днем открытия наследства считается день, когда вступает в силу соответствующее решение суда. Здесь уже действуют специальные сроки. В таком случае наследники не могут осуществить право на наследство, пока судебное решение не вступит в силу, иначе срок принятия наследства истечет прежде, чем суд что-то решит.

Течение срока начинается на следующий день со дня открытия наследства. Следует учесть, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Т.е. если срок для принятия наследства начинается с 15 февраля 2014, то шестимесячный срок истечет в полночь 15 августа того же года. Если же в финальном месяце соответствующего числа нет, то срок истекает в последний день месяца. В случае, когда срок истекает в нерабочий день, то окончание его переносится на следующий рабочий.

ГК предусматривает и возможность принять наследство и по истечении срока. Происходит это путем восстановления срока судом, но только если наследник не знал об открытии наследства или же имел уважительные причины и обратился в суд в течение полугода после отпадения этих причин. Суд одновременно признает наследника принявшим наследство и определяет доли наследников.

Возможен еще один случай принять наследство по истечении срока, если все наследники дадут на это письменное согласие. Если же другие наследники успели распорядиться имуществом, то ему должны возместить все причитающееся со дня открытия наследства.

В вопросах наследования, для большей уверенности, вам может быть достаточно простой юридической консультации. Обращайтесь к юристам, и вам, несомненно, помогут разобраться.